Украинский автоспорт сегодня переживает не лучшие времена. В то время, как за рубежом этот вид спорта считается элитным и престижным, отечественным автогонщикам остается только завистливо поглядывать в сторону заграницы. В следующем году Автомобильная федерация Украины (ФАУ) отмечает 20-летний юбилей своей деятельности. Вот только должного авторитета она за это время не завоевала ни среди спортсменов, ни у средств массовой информации, ни у зрителей.
И чем ближе дата 25 декабря, тем активнее обсуждается деятельность ФАУ. В преддверии отчетно-выборной конференции федерации, на которой будет выбираться ее президент, в предвыборную гонку ворвался оппонент нынешнего главы ФАУ Евгения Червоненко известный украинский ралли-рейдовик Богдан Новицкий. Каким он видит будущее автоспорта в Украине и что нужно сделать для его популяризации, мы расспросили лично Богдана.
Богдан Викторович, сколько нужно лет, чтобы автоспорт в Украине стал таким же популярным, как, например, в Прибалтике?
- Давайте не будем прикладывать линейку ко времени. В данном конкретном случае речь не о сроках, а о людях, которые могли бы что-то сделать для популяризации автоспорта и федерации. В последние 6 лет вопрос кадров в ФАУ был отодвинут на второй план. Результат, а вернее – его отсутствие, мы сегодня и наблюдаем. Выход мне видится один – смена руководства ФАУ.
Это единственная причина, по которой Вы решили баллотироваться на пост президента ФАУ?
- Я бы сказал, она главная, но далеко не единственная. Не стану никого поливать грязью и чернить. Это дети в песочнице могут кричать «моя игрушка!» и драться за песок. В автоспорте же мы все друг друга знаем и поддерживаем, это наше общее дело. Но сегодня я вижу, что могу сделать для федерации больше, чем нынешнее руководство. Тем более, что для этого нам нужно немного. Во-первых, хорошая команда профессионалов. Как говорится, один в поле не воин, и у меня уже есть команда единомышленников, готовых помогать мне реформировать ФАУ. Во-вторых, это широкое освещение автоспортивных событий. Мы имеем в виду телевидение, конечно же. И для этого нам нужна профессиональная пресс-служба, которая не будет номинальной. К слову, сегодняшнее положение вещей, в частности, обусловлено и отсутствием подобной службы в федерации.
Вы упомянули о реформировании ФАУ. Какими будут эти перемены?
- Прежде всего, мы говорим о доступности федерации для рядовых ее членов. Мы хотим сделать местные ячейки ФАУ более автономными. Это позволит членам организации на местах вести диалог на региональном уровне, не обращаясь в Киев по мелочам. От такого смещения акцента общения все выиграют. Кроме того, мы изменим сам принцип отношений федерации со спортсменами. От принципа «спортсмен для федерации» мы повернемся в сторону «федерация для спортсмена». На этом остановлюсь подробнее. ФАУ, как известно, состоит в международной федерации FIA. Она платит членский взнос, а взамен получает массу преимуществ. Это и доступ к самой актуальной нормативной базе, и возможность бесплатно обучать наших сотрудников на специальных курсах в FIA. Но что сегодня получает член ФАУ, платящий взносы? Вопрос почти риторический.
Вот мы и хотим сформировать принципиально новую структуру дирекции ФАУ, которая позволила бы ее членам получать качественную отдачу от участия в федерации. Это и обучающие программы, и помощь в организации соревнований, и еще много полезных активностей, которые, как ни странно, прописаны в Уставе, но никак не реализовывались.
Как реформа отразится на рядовых членах ФАУ?
- Перво-наперво, мы снизим финансовую нагрузку для спортсменов и организаторов. Понятно, что в автоспорт приходят, в большинстве своем, люди обеспеченные и небедные. Но надо думать и о молодежи. Весной мы собираемся презентовать программу развития детских и юношеских автоспортивных дисциплин. Сделать первые шаги без посторонней помощи сложно в любом виде спорта. Автоспорт – не исключение. А при наличии достойной финансовой подпитки извне, родители будут лишены головной боли, как обеспечить занятия спортом их чада. Помимо этого, мы поможем усилить местные ячейки, предложив их сотрудникам пройти обучающие курсы в ФАУ. Ведь от их профессионализма зависит не только уровень проводимых соревнований, но и репутация федерации. К слову о репутации. В начале следующего года мы готовы презентовать новое помещение офиса, потому как нынешний не годится ни для полноценной деятельности федерации, ни для приема иностранных гостей.
Со своим оппонентом вы «болеете» за разные виды дисциплин в автоспорте. Это как-то скажется на Вашем отношении к ралли?
- Никакой смены полюсов в отношении к дисциплинам не будет. Единственное, чего мы хотим добиться – равноправия всех видов гонок. При этом никто не собирается вносить изменения в спортивный календарь или отбирать права на проведение соревнований у тех, кому они сегодня принадлежат. Мы же в автоспорте не чужие люди, и нам незачем примерять на себя роль хозяина магазина, который ворует у себя булочку.
Чтобы реализовать все задуманное, нужны немалые средства. Откуда они возьмутся, если Вы планируете снизить финансовое давление на членов ФАУ?
- Говоря о своей команде, я имею в виду и качественную финансовую подпитку. На сегодня мы уже подписали договор о намерениях с крупными бизнесменами, которые болеют за автоспорт и готовы финансировать его, не требуя ничего взамен. Это как если бы автогонщик приходил в элитную гонку со своим спонсорским пакетом. В случае, если гонщик оправдывает надежды и выигрывает, его спонсорский пакет, как правило, никуда не девается. И это абсолютно не влияет на саму гонку, ее правила и тому подобные вещи. Таким же образом обстоит ситуация и с нашими спонсорами. Фактически, люди вкладывают средства в команду. Помимо прочего, коль мы уже говорим о необходимости оказывать содействие организаторам соревнований на местах, то здесь уже важна не финансовая, а административная и нормативная составляющая. И в наших силах достучаться до кабинетов чиновников, которые не всегда добросовестно выполняют свои прямые обязанности.
Насколько реальным для Вас выглядит все то, что Вы запланировали?
- Решение баллотироваться я принял не так давно. Но спонтанность этого решения вызвана не нерешительностью, а долгой подготовительной работой. Я привык отвечать за свои слова. Поэтому, выступая с предвыборной программой, я должен был быть уверен, что все мои намерения – это не пустые обещания.